Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Загорские дали»

Управления делами Президента РФ

Пояснительная записка к методической разработке долгосрочного проекта «Времена года».

Время проведения декабрь 2021 – декабрь 2022

Актуальность.

Сочетание трёх видов искусства: музыки, живописи и поэзии отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.

В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО: в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях русских поэтов, композиторов, художников.

Особенно ценно такое сочетание при проведении с детьми тематических досугов и праздников, связанных со временами года. После прослушивания цикла П.И.Чайковского «Времена года», перед исполнением которых прозвучат стихотворения знаменитых русских поэтов и наглядно будут представлены пейзажные иллюстрации к тому или иному времени года известных русских живописцев – можно побудить дошкольников старшего возраста выразить свои впечатления словесно, в рисунках, поделках т.е. проявить творческую активность.

Цель

Вызвать у дошкольников познавательный интерес к различным видам искусства, приобщить детей к основам русской, в т.ч. народной, поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.

Задачи:

1. Расширять и обогащать представления детей о временах года посредствам музыкально-эстетического воспитания.

2. Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.

3. .Познакомить детей с творчеством Чайковского, фортепьянным альбомом «Времена года».

4. Познакомить детей с известными русскими поэтами-классиками и их произведениями.

5. Познакомить детей с лучшими русскими художниками и их картинами.

6. Продолжать знакомить детей с фольклорными обычаями, праздниками и русским народным творчеством.

7. Закрепить у дошкольников знание характерных примет каждого времени года

8. Прививать детям эстетический вкус, путем приобщения их к русскому музыкальному, изобразительному и поэтическому искусству.

9. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь, умение выразить словами свои чувства, эмоции, рисовать словесные картины.

9. Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.

10. Воспитывать любовь к Родине.

 

Ожидаемые результаты:

 

  1. У детей расширяется кругозор знаний о музыкальном искусстве, композиторах, живописи, природе, традициях, обычаях и праздниках русского народа.

  2. У детей обогащается, активизируется словарь по лексической теме: «Времена года»; совершенствуется произносительная сторона речи.

  3. У детей активно развивается зрительное и слуховое восприятие.

  4. У детей формируется художественно-эстетический вкус, восторженное отношение к искусству.

 

Вид проекта – групповой.

 

Тип проекта – творческий.

 

Участники проекта - дети и воспитатели детей старшей группы, музыкальный руководитель.

 

Возраст детей - 5-7 лет.

 

Форма проведения: познавательные занятия, беседы, досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

 

Продолжительность – 12 месяцев

 

Распределение деятельности по этапам проекта «Времена года»

1 этап – констатирующий

Определение главного направления проектной деятельности.

Разработать концепцию:

- цель и задачи предстоящей работы;

- изучить литературу по проектной деятельности;

- провести предварительную работу, разработать дидактические игры, конспекты занятий, презентации и т.д.

Подобрать материал, распределить обязанности каждого из участников проекта.

Для успешной творческой деятельности создают такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.

Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность.

 

2 этап – формирующий.

В процессе реализации проектной деятельности, пользоваться методами и приемами, разработанными на первом этапе деятельности.

Разработать перспективный план мероприятий для взрослых с детьми.

Апробировать развитие творческих способностей детей.

Сделать фото разнообразных форм работы.

Проводить совместную работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.

Изготавливают дидактический материал, проводят выставки продуктивной деятельности, планируют деятельность детей.

Слушают музыку, разучивают новые песни, игры, стихи.

Принимают участие в сочинении попевок, загадок.

 

3 этап – контрольный.

Проанализировать результаты проекта, разработать методические рекомендации по знакомству с временами года.

Проведение диагностики (наблюдение за психо-эмоциональным состоянием, опрос детей, рассматривание и анализ рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта).

Написание сценария праздника «Времена года в произведениях великих композиторов и художников», проведение праздника. Подведение итогов по результатам проекта.

Дети участвуют в празднике, представляют зрителям продукты своей деятельности: рисунки, поделки т.д.

 

Работа музыкального руководителя.

1.Познакомить детей с творчеством великого композитора П. И. Чайковского.

2.Познакомить детей с музыкальными произведениями из цикла «Времена года».

3. Учить определять, какие средства музыкальной выразительности композитор использует в музыке.

4.Познакомить с праздниками, обычаями и традициями Русского народа, которые существовали в разное время года.

5. Обогатить слуховой и зрительный опыт детей.

6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, уметь говорить о своих чувствах.

7. Составить сценарий праздника «Времена года», подобрать музыкальный и литературный репертуар.

 

Работа воспитателя.

1.Продолжать знакомить с творчеством великих художников.

2.Продолжать знакомить с пейзажными картинами на тему «Времена года».

3.Учить понимать содержание, настроение картины, выделять главное.

4.Учить передавать своё отношение к изображенному.

5.Учить определять выразительные средства (цвет композиции), с помощью которых художник создаёт настроение.

 

 

Ожидаемый результат.

 

В результате творческо-познавательной деятельности, у детей появится устойчивый интерес к восприятию произведений поэтического, художественного и музыкального жанров, стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.

В процессе знакомства с музыкой, живописью и литературными произведениями, у детей пополнится словарный запас, они станут более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появится желание самостоятельно заняться творчеством, выражать свои чувства, позитивное отношение к миру. Все это способствует развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться; дети знакомятся с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, станут более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Смогут более умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом в своих рассказах, рисунках, в музыкально-ритмических движениях. Привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться.

 

 

План проекта «Времена года»

Месяц

Тема

Занятие

Содержание

Кто проводит

Декабрь

Святки

1. Музыка

  1. Введение. Знакомство с П.И.Чайковским, с альбомом «Времена года»

  2. Поговорить о прошлом времени, особенностях календаря и рождественских праздниках 19 века, используя фольклорный материал, стихотворения поэтов

  3. Прослушать музыку, Мысленно нарисовать картину святочных праздников. Поделиться картинами, впечатлениями, эмоциями

Муз.руководит.

Серова Е.Е.

Январь

 

Фольклорный праздник «Пришла коляда»

  1. Колядование по детскому саду (Предварительно разучив с детьми колядки)

  2. Представление для гостей, игры, загадки русские народные песни

Муз.рук.

Серова Е.Е

Воспитатели

 

«Святки»

Музыка

1. Беседа о зиме, о зимних забавах. Рассматривание картины.

2. Послушать музыку в оркестровой обработке. Рассказать, сколько частей в музыке, какой у нее характер, какие чувства вызывает

Муз. Руководитель

Месяц

Тема

Занятия

содержание

Кто проводит

январь

У камина

1. Музыка

  1. Знакомство с пьесой «У камина»

  2. Обсуждение произведения (определение настроения, приемов выразительности, инструмента)

  3. Рассматривание репродукций картин художников

Муз.рук.СероваЕ.Е

   

2. Музыка

1. Знакомство с особенностями жизни того времени

2. Создание атмосферы зимнего вечера у камина, используя художественное слово и репродукции художников, прослушивания произведения.

Муз.рук. Серова Е.Е

   

3. Восприятие худ лит и фольклора

 

Воспитатели

   

4. Изобразительная

Рисование Зимнего пейзажа

Воспитатели

Февраль

Масленица

1. Музыка

1. Знакомство с русскими обычаями.

2. Слушание произведения П.И.Чайковского

3. Обсуждение произведения (определение настроения, характера, приемов выразительности, инструментов)

Муз.рук. Серова Е.Е

   

2. Музыка

1. Создание атмосферы праздника, используя фрагменты видео праздничных гуляний, фольклорные потешки, репродукции русских художников

2. предложить потанцевать под музыку, придумать свои движения и использовать знакомые.

Муз. рук. Серова Е.Е.

   

Развлечение на улице «Широкая масленица»

Музыкально-спортивное развлечение. Хороводы, народные игры, пляски

Муз. Рук. Серова Е.Е

Воспитатели всех групп

Март

Песнь жаворонка

1. Музыка

1. Провести беседу о начале весны, о перелетных птицах, используя репродукции русских художников.

2. Прослушать произведение .

3. Попросить мысленно нарисовать картину ранней весны и прилета птиц, рассказать о чем музыка.

 
   

Досуг

1. Провести досуг. «Прилёт птиц», используя р.н.потешки, заклички, игры, хороводы

Муз.рук. Серова Е.Е

Апрель

Подснежник

1. Музыка

1 Провести с детьми беседу о весне, используя репродукции художников, произведения русских поэтов

2. Прослушивание пьесы Чайковского

3. Обсуждение произведения(настроение, характер, выразительные приемы)

Муз.рук. Серова Е.Е

   

2. Музыка

1. Создание атмосферы весеннего леса, посредством произведений русских художников, поэтов и писателей.

2. творческое задание (этюд) «Подснежник в лесу» под музыку П.И. Чайковского

Муз.рук. Серова Е.Е

Май

Звездная ночь

1. Музыка

  1. Создание атмосферы звездной ночи, посредством видео, демонстрации репродукций и поэтического слова.

  2. Прослушивание произведения с заданием мысленного погружения в звездную ночь. Рассказать о своих ощущениях, впечатлениях.

Муз.рук. Серова Е.Е

   

2. Музыка

1. Прослушивание произведения, беседа по нему( настроение, средства выразительности и т.д)

2. Викторина по прослушанным произведениям цикла «Времена года»

Муз.рук. Серова Е.Е

Июнь

Бакарола

1. Музыка

1. Прослушать пьесу Бакарола. Поговорить о настроении, которое создает музыка, о ее характере, о разных частях( всегда ли она одинаковая.)

Рассказать и показать репродукции художников о лете

Муз.рук. Серова Е.Е

     

1. Прослушивание произведения в оркестровом исполнении с заданием мысленно нарисовать себе картину летнего вечера или дня. Беседа о томчто дети представили

 

Июль

Песнь косаря

 
  1. Беседа о лете, о сенокосе, используя фольклорный материал, репродукции русских художников, стихотворения

  2. Слушание пьесы. Поговорить, какие картины рисует музыка, какими средствами выразительности.

Муз.рук. Серова Е.Е

   

Экскурсия

Экскурсия в лес. Беседа о лете, наблюдения.

Муз.рук., воспитат.ст.гр.

Август

Жатва

 
  1. Беседа с детьми о хлебе, о старинных способах жатвы, используя поэтический и художественный материал.

  2. Слушание произведения, с заданием нарисовать картину жатвы хлеба

Муз.рук. Серова Е.Е

   

Музыка

  1. Слушание музыки в оркестровом исполнении. Обсудить характер, инструменты, средства выразительности.

2. Викторина по прослушанным произведениям

Муз.рук. Серова Е.Е

Сентябрь

На охоте

1. Музыка

  1. Беседа с детьми об охоте в старые времена, используя произведения русских поэтов и репродукции художников.

  2. Слушание пьесы с последующим обсуждением. Какие эиоции вызывает, какое настроение создает, какой характер, всегда ли одинаковый.

Муз.рук. Серова Е.Е

   

2. Музыка

1. Слушание пьесы в оркестровой обработке, с заданием нарисовать мысленно картину охоты, обсуждение.

2. Обсудить какие инструменты используются, какие средства выразительности.

Муз.рук. Серова Е.Е

Октябрь

Осенняя песнь

1. Музыка

  1. Беседа с детьми об осени, красоте осеннего леса, используя репродукции русских художников и стихотворения русских поэтов.

  2. Слушание произведения с заданием нарисовать мысленно картину осеннего леса. Поделиться своими впечатлениями и картинами

Муз.рук. Серова Е.Е

   

2 Музыка

1. Слушание пьесы, обсуждение характера произведения. Какие чувства вызывает, какое настроение создает, как меняется музыка.

2. Предложить детям потанцевать под музыку, включить воображение, представив себя листочком.

Муз.рук. Серова Е.Е

   

Экскурсия в лес

Беседа об осеннем лесе, наблюдения за деревьями, лесом, листьями, птицами.

Воспитатели ст.гр., муз.рук.

Ноябрь

На тройке

 
  1. Поговорить с детьми о начале зимы, о былом времени, когда ездили на лошадях, санях. Использовать поэтический и художественный материал

  2. Прослушать пьесу, мысленно нарисовать картину катания на тройке, поделиться своими образами и впечатлениями.

Муз.рук. Серова Е.Е

     
  1. Прослушать пьесу, поговорить о том, какие чувства вызывает, какое настроение создает, сколько частей в музыке

  2. Викторина по пройденным пьесам.

Муз.рук. Серова Е.Е

   

Развлечение

Итоговое мероприятие развлечение «Какое время года лучше»

Муз. Рук

Серова Е.Е

Воспитатели

 

More Joomla Extensions

С заботой о Ваших детях

twittergallerycontact